Домой / Отчеты / Тур в Непал

Тур в Непал

Вряд ли возможно выразить словами богатство и насыщенность непальской природы, силу и мощь Гималаев и идеалистическое спокойствие тибетских долин. Фотографии не могут передать и малую толику увиденного. Вся красота не помещается в объектив.

Как только самолет заходит на посадку взору открывается захватывающий вид долины Катманду, она великолепна: среди насыщенно зеленых гор, салатная зелень рисовых полей долины. То тут, то там виднеются конусообразные трубы – это кирпичные заводы.

Катманду (столица Непала) расположен на высоте 1300 метров над уровнем моря, в среднегорье. Когда мы прилетели в Непал было тепло +28 С и солнечно.

Как оказалось, наш багаж не прилетел, т.к. не поместился в самолет, из-за того, что непальцы из Эмиратов везли большое количество техники. В основном это были телевизоры (пузатые, большие и видимо поэтому в ОАЭ очень дешевые), пледы, кастрюли и прочую бытовую технику и утварь. После часового ожидания багажа, нам в аэропорту так и сообщили – приходите завтра. Наверное, это обычное явление для этих рейсов, что ничего страшного – багаж не поместился и прилетит вечером следующим рейсом.

От аэропорта до гостиницы дорога занимает 30 минут. Следующий рейс должен был прилететь в 22 часа и в этот день в аэропорт мы естественно уже не поехали.

Дороги в Катманду, как впрочем и во всем Непале, ужасны и забиты транспортом. Преобладают мотоциклы и мопеды, автомобилей мало, они старые и в основном индийских автомобильных компаний TATA и Махиндра. Общественный транспорт — старые пристарые микроавтобусы (такие как у нас были раньше ГАЗели с отодвигающейся дверью) и тук-туки – мотороллеры (в советское время на таких возили пирожки и мороженое), но в такой тук-тук, каким-то образом, умудряются поместиться десяток людей. В междугороднем сообщении передвигаются на автобусах, забитых людьми. Багаж крепится на крыше, иногда там же едут некоторые пассажиры. Видели даже как непальцы веревками подняли на крышу автобуса мотоцикл. Очень много индийских грузовиков, перевозящих товары. Все машины ярко раскрашены (причем надписи и картинки на всех разные) и представляют собой плацдарм для творческого самовыражения водителей и их родственников. Правилами дорожного движения в Непале не запрещено сигналить, поэтому сигналят все, непрерывно и в любое время суток. Поэтому Катманду это какофония сигналов различных видов транспорта, которая не заканчивается даже глубокой ночью. Животные судя по всему к этому уже привыкли и абсолютно не реагируют на сигналы, собаки спят прямо на дороге и ухом не ведут. Коровы спокойно стоят посреди дороги, а машины змейкой снуют между собаками и коровами. Улицы Катманду своим шумом и бесконечным движением напоминают осиный рой. На улицах относительно чисто, хотя и бедно. На первых этажах, как правило, располагаются магазины и лавочки. Каждое утро их хозяева сметают весь мусор возле своей лавочки на дорогу, потом приезжает мусорная машина, которая его собирает.

Вечер первого дня мы провели за ужином в национальном непальском ресторане. Главным продуктом непальской кухни является, конечно же, рис. К нему подаются мясо, отварные овощи (цветная капуста, спаржевая фасоль, морковь, шпинат) и как подлива – дал (соус из чечевицы). Также одним из национальных блюд является – момо, подобие наших пельменей, но они готовятся на пару. Начинки момо могут быть разными (как овощные, например, капуста, так и мясные). Момо являются национальным блюдом и на Тибете, и в Бутане. В начале ужина, как закуску подали попкорн (что было удивительно для нас, т.к. считали это американским снеком). Жареные бобы и попкорн продают даже уличные торговцы. На десерт был мусс.

 

День 2: Следующий день начали с поездки в аэропорт, но первая попытка не увенчалась успехом, нашего багажа не было. Решили заехать во второй половине дня и отправились на экскурсии.

Обезьяна отбирает пакет

Сначала мы поехали к ступе Сваямбунатх. Согласно легенде, когда долина Катманду была озером, Будда посадил в нем волшебный лотос, а после того как озеро высохло лотос превратился в храм. Ступа датируется 3 веком н.э., но была перестроена тысячелетие спустя. Возле ступы живет много обезьян. Мы наблюдали как они прыгали с дерева в пруд, снова забирались на дерево и ныряли вновь.

Ступы представляют собой, как правило, квадратное основание (символизирующее землю), круглая средняя часть или купол (вода), шпиль (огонь) и венец в форме зонтика – эмблема ветра (воздух). Таким образом, в ступе представлены все стихии, из которых по буддистским верованиям слагается вселенная.

Ступа Сваямбунатх

Квадратное основание ступы окружено молитвенными барабанами (цилиндр вращающийся на оси, начиненный молитвами). В религиозных практиках совершается ритуальный обход ступ по часовой стрелке, вращая молитвенные барабаны и произнося мантру «Ом мани пэд мэ хум», что значит «Будь благословен, драгоценный лотос»!

Шпиль ступы состоит из 13 колец символизирующих ступени – уровни продвижения сознания на пути к просветлению.

К ступе ведет лестница, вдоль которой расположились уличные торговцы сувенирами. Вокруг ступы также много сувенирных лавочек и торговцев. В одной из лавочек торговец предлагал поющие тибетские чаши. Надо сказать, что чаши отличаются по размеру и соответственно высоте звука, каждая чаша соответствует одной из 7 чакр, поэтому можно купить сразу набор из 7 чаш, либо одну в качестве сувенира. К чаше придается деревянная палочка – стик, с помощью которой собственно и производится звук. Некоторые стики с одной стороны деревянные (для звука высокого тона), а с другой обтянуты кожей (для низкого). Стиком нужно двигать по внешнему краю чащи, при этом звук должен постепенно усиливаться, а от угла соприкосновения со стиком и силы давления может зависеть сила и тон звука. В сувенирных лавках, в основном, продают чаши машинного производства с молитвами и рисунками, но все же чаша сделанная вручную – предпочтительнее. С помощью поющей чащи можно делать звукорезонансный массаж тела. Я остановился возле одного такого магазинчика и торговец завел меня в лавку взял самую большую чашу, поставил прямо и попросил закрыть глаза. Он ударил в чашу и стал медленно подымать и опускать чашу вдоль тела передо мной. В начале я подсматривал, но когда полностью закрыл глаза и сосредоточился на ощущениях, то мне показалось, что я внутри чащи и звук происходит со всех сторон равномерно. Казалось, что если я протяну руку в какую-либо сторону, но непременно упрусь в стенку поющей чаши. Честно говоря, я не хотел так сразу покупать дорогие сувениры, к тому же чащи были недешевые, но мне так понравилась звуковая терапия, что в знак благодарности я решил купить небольшую чашу именно у этого лавочника. И не пожалел, т.к. позже мы видели не очень много поющих тибетских чаш сделанных вручную, хотя попадались чуть дешевле.

Осмотрев ступу мы двинулись в один из трех районов Катманду, на центральную площадь – Дурбар (Дворцовая площадь). На площади расположены много дворцов и храмов. Находится резной дворец богини Кумари. Кумари – живая богиня, которая выбирается из девочек в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Нам повезло, как только мы зашли в храм, нам сказали, что скоро должна появиться богиня. Минут через пять мы были удостоены чести видеть  Кумари. Это была ярко накрашенная девочка лет пяти в ярком красном платье. Она смотрела из окна во двор дворца и через несколько минут скрылась в комнате.

Архитектура Непала представляет собой пагоды. Храмы Дурбара разнообразны от величественных резных зданий до небольших каменных домиков украшенных каменными изваяниями.

Одной из основных достопримечательностей площади Дурбар является каменное изваяние божества Кало (черный) Бхайрава (одно из проявлений индуистского бога Шивы).  Бхайрава изображен  виде многорукого чудовища, сжимающего оружие в каждой из рук с головным убором из черепов, танцующим на теле поверженного врага.  Изваяние вырезано на четырехметровой каменной плите и было найдено на сервере Катманду, датируется 5-6 в.в. н.э.

Катаманду в районе Дурбар

Все площади перед храмами заполнены сотнями голубей и мирно стоящими или лежащими коровами.

После осмотра Дурбара мы отправились осматривать другую королевскую площадь – Патан. Надо сказать, что все дворцовые площади Катманду очень похожи друг на друга и имеют похожие, незначительно отличающиеся постройки. В каждом из трех районов (Катманду, Патан, Бахтапур) есть свои храмы живых богинь и существуют свои богини Кумари, но главной из них считается Кумари из Катманду.

На обратном пути мы заехали в аэропорт. В отделе поиска багажа нам ничего не сказали, но посоветовали зайти в зал прибытия. Может быть багаж лежит там? Наш багаж действительно лежал в середине зала вместе с другими сумками с разных рейсов. Мы почему-то абсолютно не беспокоились по поводу пропажи багажа и были уверены, что он точно прилетит позже. В общем-то так все и получилось, и мы отправились в гостинцу привыкать ко сну в условиях тотального шума столицы Непала 🙂

День 3: Утром мы поехали в индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх. В нем расположен один из самых знаменитых индуистских храмов посвященных богу Шиве, но в него не пускают не индуистов.

Храмовый комплекс Пашупатинатх

Сам храмовый комплекс расположен на берегу реки Багмати. В ней омывают мертвых перед сожжением и после сожжения на берегу – сбрасывают пепел в воду. За процедурой сожжения мы наблюдали с противоположного берега реки. Когда мы приехали на берегу было три костра в разной степени завершения. Никакого специфического запаха мы не уловили. Распространялся обычный запах костра.

Странствующие йоги возле Пашупатинатх

В этом храмовом комплексе помимо основного храма и мест кремации располагаются и другие небольшие храмы, а также место, где собираются странствующие йоги.

Тибетский монастырь Копан в Катманду

После посещения Пашупатинатха наш путь лежал в тибетский монастырь Копан. Он основан в 1967 году и проводит обучение для западных слушателей. Здесь читают различные лекции (7-10 дней) о буддизме за символическую цену ($10-14 в сутки/чел с проживанием и питанием). Отличный шанс чему-то научиться и отдохнуть в тишине. Монастырь находится на холме в живописном месте, откуда открывается замечательный вид.

Ступа Боднатх - Boudhanath

На обратном пути из монастыря мы посетили самую большую ступу – Боднатх (IV век) – около 400 метров в окружности. Вокруг ступы располагаются несколько монастырей и множество магазинов.

Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Боднатх нужно обойти три раза по часовой стрелке. Boudhanath настолько велика, что вращая барабаны и обходя вокруг действительно все мысли исчезают и наступает внутренняя тишина.

На входе к ступе расположены два больших барабана, мы прошли внутрь, прямо за стеной вокруг ступы находятся места для медитаций, и можно воспользоваться деревянными лежаками, чтобы полежать и расслабиться. К нам подошел монах в оранжевой накидке и предложил написать свои имена и имена близких на молитвенных флагах, которые повязывают тут же на стене вокруг ступы, что мы с радостью и сделали.

День 4: Рано утром мы выехали на юг Непала в Лумбини – место рождения Будды. Дорога предстояла длинная, даже не столько длинная – сколько длительная. Из-за плохих дорог, первую половину пути, где горная дорога  петляла змейкой по краям обрывов, мы ехали со скоростью 30 км/ч. Конечно, в Лумбини лучше всего лететь самолетом, но мы хотели посмотреть по дороге индуисткий храм Манакамана. Манакамана посвящен божеству требующий кровавых жертвоприношений (домашних животных). Храм расположен на горе, на которую можно подняться по канатной дороге. Для домашнего скота предусмотрены специальные кабинки в виде клеток. Наша поездка совпала с индуистским праздником, во время которого в жертву приносили козлов, поэтому всю дорогу нам приходилось наблюдать бедных животных во всех стадиях их убиения и приготовления. Апофеозом было посещение храма, где стояла огромная очередь из людей, желающих принести в жертву козла, а бедные непальцы приносили кур или другую домашнюю птицу. Козлов убивали в храме и обезглавленную тушу выбрасывали во двор. Хотя мы приехали к самому открытию канатной дороги и выстояв большую очередь — поднялись наверх одними из первых – вся площадь перед храмом уже была залита кровью.

Идуистский храм Манакамана

Храм Манакамана несмотря на все зверские религиозные обряды, считается местом исполнения желаний. Но на тот момент у нас было только одно желание – побыстрее убраться подальше из этого кровавого ужаса. Хотя вид с горы на которой находится храм просто потрясающий. Я забрался на лавку возле каменной ограды храма, чтобы посмотреть на эту красоту, а когда повернулся, чтобы спрыгнуть – мне под ноги из храма выбросили очередную обезглавленную жертву. Хорошо, что наше общее с Сашей желание быстро сбылось 🙂

Ступа Мира в Лумбини

В Лумбини мы добрались в начале четвертого. Поскольку комплекс работает до 17:00 – мы сразу же двинулись туда. Комплекс занимает большую территорию, но пока он еще в процессе строительства. Построена только главная ступа – ступа Мира и храмы нескольких стран: Германии, Непала, Тибета, Китая, Тайланда, на этапе отделочных работ – самый большой храм Кореи.

Колонна царя Ашоки и остатки древних сооружений в Лумбини

По замыслу – от супы Мира должен идти канал до места рождения Будды, где находится колонна царя Ашоки, храм матери Будды (Майя Деви) с древним памятным камнем, символизирующим рождение Будды и остатками древних сооружений. Рядом с храмом расположен пруд и растет дерево Бодхи (разновидность фикуса), такое же как то, под которым Будда достиг просветления. Вдоль канала будут располагаться буддистские храмы разных стран. Когда весь замысел будет воплощен – это будет потрясающее место. Оно и сейчас какое-то светлое и умиротворенное.

Природа в Лумбини уже не такая как в центральном Непале и представляет равнину с негустыми зарослями деревьев (ивы, тополя и пр.). Местность болотистая, везде проступает вода и в этих небольших лужицах растут лотосы, мы даже видели как местные жители ловят рыбу. Поэтому легенда о том, что после рождения – Будда пошел и там, где он ступал расцветали цветы лотоса, уже не кажется легендой, там вполне можно ступать по цветам лотоса даже в буквальном смысле.

С наступлением темноты нас поразило обилие светлячков, которых Саша никогда не видела прежде, а я видел только в далеком детстве, но не в таком количестве. Все поля светились как безбрежная китайская гирлянда, невозможно поверить, что это светлячки и эти небольшие насекомые могут давать такой сильный свет.

Ночевали в Лумбини. Рядом с комплексом уже построены несколько небольших гостиниц, в основном 2-3 звезды. Комнатки небольшие, но чистые, есть горячая вода, а больше нам ничего и не нужно.

День 5: Утром еще раз посетили комплекс и посетили храмы, которые не успели увидеть прошлым вечером. В утренних лучах все храмы выглядели еще сказочные, а идиллия на территории комплекса как бы просила – оставайтесь, здесь так тихо и красиво, вы не найдете на земле более умиротворенного места.

Буддистский храм Китая в Лумбини

В Катманду возвращались на самолете, что заняло всего полчаса.

Совет: Если вы хотите посетить Лумбини – не разменивайтесь на Манакаману (он не стоит 8 часов ужасной дороги), сразу летите утром в Лумбини и на следующий день обратно, но если хочется помедитировать, то можно остаться и на дольше.

По прилету мы направились в район Тамель (туристический район в Катманду), чтобы взять в аренду спальные мешки для путешествия на Тибет. Предложений купить было много, а вот с арендой как-то не складывалось. В итоге договорились в одном из магазинов, что мы покупаем два спальника, но по возвращению, если мешки целы, то мы отдаем спальники и получаем обратно разницу со стоимостью аренды. Правда, если заказывать тур на Тибет прямо в Катманду, то этот вопрос решается значительно проще непосредственно с туркомпанией.

О поездке в Непал читайте также:
Банджи джампинг в Непале, эко-лагерь Last Resort
Снова Катманду
Города Непала: Катманду, Панаути, Дуликель и Бхактапур

Спальные мешки арендованы, рюкзак упакован, нас ждет Тибет и его столица Лхаса.

Про admin

Проверьте также

Вьетнам за 28 дней от Ханоя до Хошимина

Вьетнам за 28 дней от Ханоя до Хошимина

Весь Вьетнам с севера на юг. Самое интересное во Вьетнаме. Что посмотреть? Где остановится? Что …