Домой / Отчеты / Бутан

Бутан

День 20: Сегодня вылетаем в Бутан в единственный аэропорт страны Паро. В программе у нас посещение столицы Бутана – Тхимпху и подъем к горному монастырю «Гнездо тигрицы».

Королевство Бутан – государство в Азии, между Китаем и Индией. По одной из версий название переводится с санскрита как «горная страна», по другой как «окраина Тибета». Территория – это горы и ущелья с небольшими долинами, половина площади находится на высоте более 3000 м, пятая часть покрыта вечными снегами и ледниками. Основа экономики – гидроэнергетика, 97% электричества экспортируется. Наиболее распространенная религия – буддизм. Языки разные, но преобладает один из диалектов тибетского, в школе преподают английский поэтому молодежь – говорит еще и на английском. Все жители Бутана обязаны соблюдать национальный дресс-код: мужчины носят гхо – халат до колен и длинные гольфы, а женщины длинные до щиколотки национальные платья. До 2002 года в Бутане не было телевидения, но теперь есть несколько местных каналов. Ввоз и продажа сигарет и табачных изделий на территории Бутана запрещены (исключение только туристам, и только для собственного употребления), штраф за курение 175 евро, также запрещен ввоз неорганических удобрений. Бутан – экологическое королевство здоровья!

Следует сразу заметить, что в Бутан летают только королевские авиалинии Бутана – Druk Air. Раньше они летали только из Катманду, но теперь ими можно долететь и из Бангкока, Сингапура, Калькутты, Дели. Монополия на перелеты — это не прихоть короля, а скорее вызвано географическими особенностями аэропорта. Посадка в Паро – это тот еще аттракцион. Пожалуй, такого вы больше нигде не прочувствуете. Дело в том, что в Бутане почти нет плоских долин, где можно было бы построить аэропорт, единственное пригодное место – это Паро. На подлете к аэропорту самолет спускается в ущелье и снижаясь лавирует между гор и как только появляется долина – он сразу садиться на взлетно-посадочную полосу. В иллюминатор вы можете наблюдать проплывающие вверху монастыри, дома и леса. Кажется, что можно вот так с крыла перепрыгнуть к кому-нибудь во двор. При взлете самолет сразу резко набирает высоту, для этого по спецзаказу на Airbus 319 были установлены двигатели A320, чтобы авиалайнер имел большую подъемную силу и мог оторваться раньше от земли, т.к. в Паро взлетно-посадочная полоса короче стандартной. Бояться нечего, но взлет и посадка отличаются от тех, что мы испытывали раньше.

Аэропорт Паро

Итак, мы успешно приземлились в аэропорту Паро. Вокруг горы, вообще непонятно каким образом пилоту удалось сюда залететь. В глаза сразу бросается интересное здание аэропорта – двухэтажная постройка в традиционном бутанском стиле – высокие белые стены с деревянной крышей украшенной резьбой. Мы быстро прошли контроль и вышли из аэропорта. Прилетели всего на 2 дня, поэтому багаж мы с собой не брали, все оставили в комнате для багажа в отеле Катманду, а с собой был маленький рюкзак, куда мы положили все необходимое и фотоаппарат.

На выходе нас уже ждал гид и автомобиль с водителем. Теперь мы должны добраться до столицы королевства – Тхимпху. Расстояние небольшое – 45 километров, но это по горной дороге и поэтому мы ехали не очень быстро. По пути было множество плакатов короля и королевы Бутана. Незадолго до нашего приезда была свадьба и весь бутанский народ поздравлял королевскую чету. Мы должны были прилететь в Бутан до поездки в Тибет – так правильнее, т.к. по сравнению с Тибетом высоты тут небольшие и для нас это была бы еще одна тренировка для того чтобы потом лучше адаптироваться к высоте. Но из-за свадьбы пришлось переместить посещение Бутана на пару недель, т.к. посещение туристами королевства в этот период было ограниченным.

Тхимпху-чортен

День уже заканчивался и поэтому мы не заезжая в гостиницу поехали на экскурсию. Сначала мы заехали к ступе Тхимпху-чортен, которая была постороена в 1974 в память о Третьем короле Бутана Джигме Дорджи Вангчуке. Чортен выполнен в тибетском стиле, как классическая ступа, с пирамидальной колонной, увенчаной полумесяцем и Солнцем.

Белый такин - символ Бутана

Затем поехали в зоопарк, где просторных вольерах находится символ Бутана – Белый такин. В религиозной мифологии Бутана рассказывается, как однажды приверженцы святого ламы Друкпа Кюнле собрались и попросили исполнить чудо. Лама потребовал, чтобы к обеду были доставлены целиком два животных: корова и коза. Он съел их и приставил к костям коровы голову козы. Потом он произнес мантры, после чего странное животное ожило и побежало пастись на луг. Белый такин – действительно напоминает гибрид коровы и козы 🙂

Королевский дворец - Деченчолинг

Уже смеркалось и мы направились в Королевский дворец — Деченчолинг, это  большое здание в традиционном бутанском стиле в форме прямоугольника с просторным двором внутри, где находится храм и еще несколько построек. В храме проводилась служба, двери были открыты, но входить никому не разрешали. На полу храма сидело множество монахов, которые напевали мантры. Сфотографировать службу нам не удалось, т.к. это запрещено. Пока мы гуляли во дворе дворца – совсем стемнело.

Так и закончился день и нас отвезли в гостиницу. Гостиница находилась прямо в Тхимпху, не очень новое, но внутри было вполне прилично. Бутан старается, чтобы туризм приносил в казну больше денег, поэтому бутанцы очень много делают в этом отношении. Вы можете купить тур в Бутан и в него будут включено все – проживание, питание и экскурсии. Туриста везде сопровождает гид с момента того как он ступил на землю королевства, на экскурсиях, до дверей гостиницы и аэропорта. Я даже в первый день забыл про то, что нужно поменять деньги на бутанские рупии, чтобы купить сувениры. В Бутане множество трекинговых маршрутов, конечно, есть свои достопримечательности, но все же основная это природа. Особенно красиво весной – когда горные склоны покрываются цветущими коврами трав.

Ужин в гостинице входил в стоимость – шведский стол. Что именно было на ужин точно не помню, мы просто похватали всего по чуть-чуть и пошли спать.

День 21: Утро началось с завтрака. Первыми на завтрак вышли японки в традиционно несуразных нарядах. Как им это удается? В общем-то это присуще всем восточным народам. Причем их национальные костюмы и платья очень красивые, но когда они наряжаются в европейские наряды или когда китайцы вносят в копию дизайнерской вещи из Милана свою «красоту» — это почему-то выглядит ужасно. Ну, да бог с ними!

Сегодня мы едем к монастырю Такцанг-Лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы». Это главная достопримечательность Бутана и основной трекинговый маршрут. По пути мы остановились у стрельбища. Несколько бутанцев в национальных платьях стреляли из лука – это национальный спорт, которым бутанцы занимаются с детства, как у нас играют в футбол. Стрельбище длиной метров 100-150 с мишенями с каждой стороны. Сначала все стреляют в одну сторону, а когда заканчиваются стрелы, они идут на другую и этими же стрелами стреляют в противоположную сторону. Увлекательно, но нас ждало «Гнездо тигрицы».

Монастырь Такцанг-Лакханг - гнездо тигрицы

Всех туристов привозят к началу тропы и все дружно топают в гору. Наше пребывание на Тибете не прошло даром, т.к. несмотря на высоту – мы бежали вверх как сайгаки и наш гид не поспевал за нами. Остальным туристам было тяжеловато, высота около 3 тыс метров все-таки давала о себе знать. Монастырь находится на высоте 3120 метров над уровнем моря, 700 метров над долиной Паро, но для нас это была детская забава. На половине пути была оборудована кафешка с горячим чаем и печеньем – бесплатно, и нигде никаких зарабатывающих на туристах киосков и бабушек с термосами, все входит в стоимость – пей и ешь сколько сможешь.

Природа Бутана, на пути к гнезду тигрицы

После чаепития мы выдвинулись дальше. Природа Бутана конечно отличается от высокогорного Тибета, здесь все зеленое, большие сосны и другие хвойные деревья, множество цветов,  трав и кустарников. Везде где могут остановится люди – стоят мусорные баки, везде чисто – образец для подражания.

На пути к гнезду тигрицы

Небо затянуло тучами и стал накрапывать дождик, это еще ускорило наш шаг. На пути возникли молитвенные барабаны, а дальше уже стали появляться каменные постройки и тропа из грунтовой превратилась в каменную. На возвышенностях уже виднелись нитки с натянутыми молитвенными флагами, и вскоре нашему взору открылся монастырь Такцанг-Лакханг. Он просто висел над пропастью, и его рукотворное изящество органично вписывалось в скалу.

Перед самым монастырем откуда-то из горы прорывался водопад, что придавало картине еще более живописный вид. Вот мы и добрались до монастыря, дождик стал усиливаться и мы поспешили вовнутрь. Монастырь открыт для посещения туристами, можно побродить по внутренним комнатам. В одной из таких комнат монахи из сливочного масла делали фигурки, в другой молились. Можно посетить любую, но обувь необходимо оставить за порогом. Монастырь небольшой, его можно неспеша осмотреть за 20-30 минут.

Дорога вниз для нас была еще легче, мы просто летели. В том же кафе на середине пути уже был приготовлен обед, шведский стол – суп, рис, печеный перец, салаты, лепешки. Так как дождь пошел с новой силой, то мы обедали не спеша, ожидая, пока он закончится.

Ветер утих, но дождь не переставал идти и мы решили, что так можно ждать очень долго. Нет никаких предпосылок, что погода изменится не было, поэтому нужно идти вниз пока грунтовая дорога еще не раскисла. Идти оставалось недолго, но тем не менее мы промокли до нитки. Нужно было срочно ехать в гестхауз. Вспоминая тибетские холодные гестхаузы – стало как-то совсем грустно. Мы мокрые, без сменной одежды и теперь в холод. Бррр! Надо было взять с собой дождевики.

Машина остановилась возле какого-то забора на берегу горной реки, нас пригласили пересесть в микроавтобус, т.к. машина дальше проехать не может. Что еще больше насторожило! Дорога вела через рисовое поле к бутанскому двухэтажному дому – это и есть наш гестхауз. Мы приготовились к худшему. Через пару минут мы уже сидели в домике, который находится во дворе и нас угостили горячим чаем. Дождь не прекращался и продолжать экскурсию не хотелось. С гидом мы договорились, что как только дождь прекратится – он приедет и мы поедем в дом королевы, а затем в Паро, чтобы купить сувениры.

Войдя в свой номер мы были приятно удивлены – это был пятизвездочный номер на втором этаже с видом на поле и реку. Высокие окна были на всю стену так, что лежа на кровати можно было наслаждаться видом. В ванной была душевая кабина, большая ванная, умывальник и фен. Главное, что была горячая вода. Слив из душевой кабины был сделан прямо по полу в глубокой канавке, в которую была уложена галька из реки так, что вода просто протекала сквозь камни, но по ним можно было ходить. Креативно! Через несколько минут нам принесли масляный нагреватель, что было очень кстати. Уже через каких-то пару часов мы помытые и высушенные были готовы к новым приключениям. К тому времени дождь прекратился и за нами заехал наш гид.

Город Паро, Бутан

В Паро уже все подсохло и мы пошли гулять по лавочкам и магазинчикам. Сам город состоял из двухэтажных зданий с традиционной резьбой под крышей и вокруг окон. На первом этаже располагались лавочки и магазины, а на втором жили их владельцы. Одна улица вдоль реки, несколько перпендикулярных ей улочек в конце которых уже начинались горы, местные жители в национальных костюмах – все это больше напоминало какие-то декорации к какому-то историческому фильму. Только современные автомобили припаркованные на улице говорили про нынешнее тысячелетие.

Вечером мы вернулись в гестхауз к ужину. Про ужин нужно рассказывать отдельно. В гесхаузе все деревянное, большая лестница на второй этаж, высокие толстые деревянные колонны, массивные двери. В столовой тоже стояли несколько больших массивных столов и такие же стулья и лавки. Блюда готовили тут же за стенкой так что когда хозяйка выносила блюда на стол – было видно, как кто-то хлопочет у печи. Не знаю пришли ли мы поздно или наоборот слишком рано, но в столовой никого не было, хотя позже появилась троица французов. Хозяйка стала выносить блюда. В основном это были традиционные бутанские блюда с рисом, сыром, молоком и овощами. За столом сидели только мы с Сашей, но казалось, что вот-то должны подсесть еще человек 10, иначе все это даже попробовать будет невозможно. Мы ели очень долго т.к. блюд было много, а уходить сразу было бы как-то неуважительно по отношению к хозяйке.

Потом принесли десерт, вернее несколько десертов. Все было очень вкусно и из настоящих продуктов, но есть уже было некуда. Я съел десерт только потому, что хозяйка все время выглядывала и с интересом наблюдала, что именно нравится постояльцам. Им так хотелось понравится, что мы не могли отказаться от угощения приготовленного с такой любовью. Надо сказать, что это был самый потрясающий ужин за всю нашу поездку.

Позже мы все таки вышли из-за стола и пошли в номер. Сытые и довольные мы сразу уснули в белоснежной постели.

Завтра вылетаем в Непал, где нас ждут города Панаути, Дуликель и Бхактапур.

Про admin

Проверьте также

Вьетнам за 28 дней от Ханоя до Хошимина

Весь Вьетнам с севера на юг. Самое интересное во Вьетнаме. Что посмотреть? Где остановится? Что …